В каждый момент своей жизни мы что-то наблюдаем. Например - природу.
цитата: |
Именно в те же самые моменты, когда мы наиболее бескорыстные зрители или созерцатели природы, общества, любви, самого искусства, именно в эти моменты каждое впечатление является дублем, наполовину закованным в объект, а другой половиной продолжающимся в нас самих, половиной, которую мы можем знать и которой обычно пренебрегаем. |
|
В этой цитате нам предлагается учиться без страданий. Но мы пренебрегаем этим.
Чем отличается наблюдение (это не имеется ввиду НАБЛЮДАТЕЛЬ как осознанность, а наблюдение, как просто констацация) от испытания, от впечатления? Тем, что наблюдение извне берет лишь ту часть символа, которая выражена внешне, и при этом упускается личный корень (он скрыт внутри).
И видя только эту внешнюю часть, тут же теряется суть, потому что увидит только имеющий глаза: имеющий глаза увидит.
Такое определение понравилось по поводу того, что мы видим не видя: эмбриональное состояниями нашей мысли и психики, до конца не поддавшимися извлечению.
Т.е. нам ежеминутно дано учиться и на хорошем. Но мы слепы и глухи.
И вот тут он делает сравнение нас с творцом: не поняв (в других случаях он говорит —
не создав /осознанное понимание об увиденном/), мы не можем пережить. Получается, что наша полноценная жизнь (ВЕЛИКОЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС) случается лишь тогда, когда увиденное осознано. Любое увиденное или услышанное, заставившее нас обратить на это внимание как на
СИМВОЛ впечатления.
Чтобы что-то случилось в качестве пережитого, оно должно быть понято или создано. Создано, повторюсь, в виде нового понимания увиденного или услышанного, или пережитого.
И приводится пример в виде дерева. Представляете? Простого дерева. На котром мы, оказывается, могли бы учиться, если бы понимали.
Дерево, которое мы видим, — и для вас дерево, и для меня это дерево. И если мы будем наблюдать, то будем описывать то, что одинаково и для вас, и для меня. . Но каждый видит это дерево по-разному.
цитата: |
«золотые двери» реальной нашей жизни — это то, как сложатся наши судьбы, в которых играет роль случившееся переживание дерева, а не наблюдаемые деревья. |
|
По себе скажу, что НИКОГДА не было мысли, понять, почему мне нравится, например почки не дереве весной.
Или распускающиеся листья.
Или что я чувствовала, когда желтели листья на деревьях. Я видела это много раз но не разу не задумалась о том, что я чувствовала. А я ведь чувствовала, если меня это волновало.
Вот на этом мы и могли бы учиться. Не на страданиях. Но мы увидели и ... прошли мимо, пошли по своим "делам". Не извлекли ничего, не получили опыт, лишь поверхностное знание. (Кстати такое поверхностное наблюдение Мамардащвили, точнее Пруст назвал
бегством от реальности. Т.е. простое любование природой - бегство от реальности получается?.
И тогда нам даются другие впечатления, над которыми приходится задуматься, и которые уже не придется игнорировать?)