Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 13.07.15 09:50. Заголовок: Мераб Мамардашвили. Жизнь - это усилие во времени.
Мераб Константинович Мамардашвили - философ (1930, Грузия - 1990, Москва), Человек Вселенной. Годы его жизни пришлись на сложное для мыслящего человека время, потому сердце его простучало только 60 лет и ... разорвалось в клочья, как пояснили медики. У М.Мамардашвили есть ряд потрясающе интересных работ и лекций, которые помогают понять природу человека, его поступки, жизнь. Есть цикл лекций, основанных на работах Марселя Пруста. Трудно сказать, что гениальней - написанное Прустом или комментарии Мераба Мамардашвили. "Жизнь - это усилие во времени", - написал Пруст, перевел и увидел - Мераб Мамардашвили.
| |
|
Ответов - 70
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 29.07.15 21:13. Заголовок: Вот ссылки на лекции..
| |
|
|
Отправлено: 01.08.15 10:11. Заголовок: Можно каждую страниц..
Можно каждую страницу лекций перепечатывать сюда. В каждой строке - удивительный резонанс с тем, что писала Лууле Виллма, с тем, что в общем то многие пытаются познать. Как познать? " Мы познаем, то есть что-то нам открывается, и мы оказываемся способными по-настоящему видеть и выходим на свет тогда, когда сумели организовать беседу души с самой собою." Беседа души с самой собою. "Беседа души с самой собою о прежних встречах с божественным видением. Душа беседует сама с собою о чем-то прежнем — о чем? — О прежних встречах с божеством. " "Узнать, увидеть можно лишь то, что есть в душе." Узнать, понять, увидеть можно лишь то, что есть в душе. А если этого нет, то увидеть и понять нельзя. Познание есть разговор души с самой собою о том, что в ней есть. А чего нет — того нет. Заменим здесь слово «душа» на «упечатлившаяся душа''. Слово «впечатление» в русском языке никуда не годится, здесь нужно что-то другое. Французское «импрессия» лучше передает этот смысл. Так вот: «наполненная впечатлениями душа». Такими, которые только и могут оживлять пространство глаза и те вещи вокруг нас, которые в это пространство попадают. И тогда они поддаются познанию, поддаются рассуждению, поддаются видению, и мы движемся в этом пространстве. Итак, «импрессированная», «впечатлившаяся» душа. Впечатлившаяся, наполненная душа разговаривает сама с собою - познание. (Отсутствие впечатлений в душе тоже может быть познанием, если оно наблюдаемо. Т.е. важно присутствие, живое участие в процессе)
| |
|
|
Отправлено: 01.08.15 10:49. Заголовок: Вот здесь Мераб Мама..
Вот здесь Мераб Мамардашвили пишет о переводе одного текста. цитата: | Я прибегну к прозаическому переводу, так как перевод Лозинского, безусловно, блестящий, именно в силу этого иногда скрадывает смыслы, просто потому, что смыслы в действительности, в нашем сознании выстраиваются тогда, когда мы останавливаемся, то есть из-за затруднения. Легкость же перевода, наоборот, заставляет нас проскакивать многие места, а вот если бы перевод был более неуклюжий, то мы остановились бы на том, что какие-то слова не случайны. |
| "Смыслы в действительности, в нашем сознании выстраиваются тогда, когда мы останавливаемся, то есть из-за затруднения." Да. Вот почему на трудностях получается легче учиться. "Легкость же перевода, наоборот, заставляет нас проскакивать многие места". Ну здесь вообще не убавить, не прибавить. В жизни к хорошему так привыкается, что даже не задуваешься о том, что предшествовало этому периоду жизни. Чему оно учит. Ты просто в этом купаешься, наслаждаешься, живешь, по сути - проскакиваешь жизнь. Я не про всех. Кто-то уже понял, что и в положительном можно найти и увидеть многое. Это как правило те, кто все же получил уже встряску от жизни.
| |
|
|
Отправлено: 02.08.15 19:15. Заголовок: Человеком правит обр..
Человеком правит образ самого себя. Потому что действительное удовлетворение полового ли желания, голода или любых других желаний соотносится с удовлетворением чувства «я». Человек стремится строить свою жизнь так, чтобы сохранялось неизменным его отношение к самому себе. Чаще всего это уважительное отношение. Человек должен находиться в какой-то пропорции соотношения с самим собою, какой бы ценой эта пропорция ни достигалась и какой бы ценой ни сохранялась. ... Ибо в нас живет чужой — образ нас самих, и мы должны с ним ладить, быть с ним в мире, поэтому,чаще всего человек лжет самому себе. Именно актами лжи мы сохраняем равновесие в подвижной реальности. В психоаналитическом просторечии это называется рационализацией, когда происходит подстраивание какого-то реального, совершившегося по своим причинам, события под образ, имеющий совершенно другие причины. И самое главное, что никакое удволетворение желания не будет меня удовлетворять, если оно не удовлетворяет одновременно пропорции или соотношению меня с самим собой в образе. То есть индивид как бы все время находится в состоянии кататонии — болезни, которая внешне выражается в том, что человек неестественным образом застывает в какой-то позе. Это судорога, гримаса тела. И такой неестественной гримасой, такой неестественной судорогой психического или сознательного тела является identity (тождество), которое мы стараемся не расцепить. Мы все время застываем в этой судороге сохранения тождества себя с самим собой. Однако расцепление кататонии является условием, чтобы мы пришли в ту точку, которая связана с центром, в точку, где мы можем услышать обращенный к нам голос, окликающий нас голос призвания. Если я хочу жить и исполниться как живой в своем призвании, если я хочу что-нибудь понять, я должен расцепиться. Расцепить это тождество себя с самим собою.
| |
|
|
Отправлено: 02.08.15 23:32. Заголовок: Лекции Мераба Мамард..
Лекции Мераба Мамардашвили - самоучитель по постижению реальности. Он многократно отмечается, что реальность, это не та жизнь, которой мы живем, а другая - та, которую мы осознаем. "Мы знаем в действительности лишь то, что ново. Старого вообще нельзя знать. Можно знать только новое. В полном реальном смысле слова «знать». Привычки (установки) оглупляют нас в течение всей нашей жизни, тяжелой завесой скрывают почти всю вселенную.
| |
|
|
Отправлено: 16.08.15 21:25. Заголовок: Все, что мы любим, ..
Все, что мы любим, к чему мы привязаны, даже самые дорогие для нас существа являются лишь манекенами, которые на какой-то момент времени, на секунду пропозировали нам. Для снимка нашей души, которая развивает себя. Проходя через самые дорогие существа, мы узнаем ту материю, из которой состоим сами.
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 641
|
|
Отправлено: 16.08.15 21:36. Заголовок: Константа пишет: В..
Константа пишет: цитата: | Все, что мы любим, к чему мы привязаны, даже самые дорогие для нас существа являются лишь манекенами, которые на какой-то момент времени, на секунду пропозировали нам. |
| Жестко, Галя, дети тоже манекены? Или все же часть Души?
| |
|
|
Отправлено: 16.08.15 21:58. Заголовок: Fenix пишет: дети т..
Fenix пишет: цитата: | дети тоже манекены? Или все же часть Души? |
|
Мамардашвили тоже не сразу согласился с таким мнением, он пишет: цитата: | я должен был смириться с мыслью./b] , что все, что мы любим, к чему мы привязаны, даже самые дорогие для нас существа являются лишь манекенами, которые на какой-то момент времени, на секунду пропозировали нам |
|
При этом он дополняет и уточняет, что цитата: | он , конечно, не имеет в виду при этом проблемы добра и зла, морали, наших обязанностей перед ближними. Все эти вопросы пока перед нами не стоят (т.е. сейчас не об этом), — просто есть определенные законы, по которым сознание может жить и воспроизводиться, или — чтобы оно жило и воспроизводилось, должны выполняться какие-то законы. И один из законов такой: проходя через самые дорогие существа, мы узнаем ту материю, из которой состоим сами. |
|
Манекены, или отражения, или зеркала. Посыльные, почтальоны. Как угодно.
| |
|
|
Отправлено: 17.08.15 08:50. Заголовок: Константа пишет: Ма..
Константа пишет: цитата: | Манекены, или отражения, или зеркала. Посыльные, почтальоны. Как угодно. |
|
Но не частички НАШЕЙ Души, увы. Наверное на одной волне, на одних вибрациях. Сильный энергообмен - да. Но не более. Только отражение нашего. Иногда нашей неосуществленной затаенной мечты. Вот он пишет о любви к женщине: цитата: | мы любим женщину, хотя в действительности любим не женщину, а что-то, что для нас ценно. Но оно воплотилось в женщине, и тогда мы должны понимать, что с нами происходит, что мы на самом деле любим. Потому что вместо этой женщины десять тысяч других женщин могли случайно оказаться на ее месте. Следовательно, не качества уникальны, а уникален путь, который я прохожу к пониманию той вещи, которую принял и разделяю как духовное существо в качестве неотъемлемой от меня ценности, такой, что если ее не будет в мире, то и меня тоже, чем, собственно, и был болен автор /О Марселе Прусте/. Он просто не мог быть один. |
|
| |
|
|
Отправлено: 17.08.15 09:00. Заголовок: А вот эти слова Мера..
А вот эти слова Мераба Мамардашвили я читаю и перечитываю. Об этом пишет и Лууле Виилма, и многие другие авторы. Но у него очень конкретный пример. На то он и философ: цитата: | Я говорил вам, что самая большая любовь /по Прусту, вызывается не предметом любви, а чем-то другим, что за предметом, и мы стремимся воссоединиться и выполнить условия, которые приняли, веря в это божество. Например, это может быть честь /подставьте свое/ Нам может казаться, что мы любим женщину, а мы любим справедливость. Это закон пафосов нашей жизни. И поиск справедливости часто бывает самым большим рабством, потому что несправедливость привязывает. (!!!) Привязывает наша надежда разъяснить и развеять недоразумение, которое мы приписываем несправедливости. Она неправильно поняла, она не увидела и так далее. Причем законы жизни и сознания одни, и то, что я сказал сейчас о женщине, применимо и к стране, тем более что страна — женского рода. И второе. Кроме этого зачеркивания свойств и качеств предметов, мы оказываемся перед проблемой — как нам разорвать экран последовательности. |
| Закон зачеркивания качеств вещей - это именно приписывание каких-то желательных для себя качеств, предмету любви. По этой причине мы не видим человека - мы зачеркнули в нем его собственные качества, которые могут оказаться совершенно иными (даже не в сравнении хуже-лучше, а вообще иными). Закон пафосов - это по сути закон установок, закон наших травм и масок. Скрытый текст Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей.
| Как нам разорвать экран последовательности - в этом и вся суть.
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 642
|
|
Отправлено: 17.08.15 11:17. Заголовок: Константа пишет: Н..
Константа пишет: цитата: | Но не частички НАШЕЙ Души, увы. Наверное на одной волне, на одних вибрациях. Сильный энергообмен - да. Но не более. |
| И все же я не соглашусь . Мне ближе и понятнее, что мы все ОДНО.Причем "душа человека" распыленна в многоуровневом и многослойном пространстве. В этой многогранной голограмме, где все происходит одномоментно и одновременно. Ты не задумывалась, почему нам зеркалят нас другие, почему мы видим свое отражение, какой во всем этом принцип работает? Это потому что в других мы видим проявления себя же в том или ином качестве. Потому что у нас одна божественная Душа на всех. Галя, я не спорю с тобой. Просто ИМХО
| |
|
|
|
Отправлено: 17.08.15 13:45. Заголовок: Fenix пишет: Мне б..
Fenix пишет: цитата: | Мне ближе и понятнее, что мы все ОДНО. |
| Это да. С этим согласна. Но вопрос был задан о детях. Они - как все. Об отражении себя в другом (в чем и ком угодно) и Мераб Мамардашвили, и Марсель Пруст говорят как о дубле. цитата: | Поэт смотрит на вишневое дерево и вдруг ему кажется, что он смотрит одновременно в самого себя — двойника вишневого дерева. Двойник, дубль… я уже говорил о дублях. Поэт вслушивается в самого себя, смотрит в вишню — но это дубль. |
| Артур Сита, описывая свой момент осознания, описывает это тоже как поэтическое восприятие красоты. Как момент единения со всем, что есть, растворение себя через красоту. Дальше у Мамардашвили: цитата: | Поэт ощущает радость от красоты любых вещей с того момента, как он почувствовал таинственные законы, которые он несет сам в себе. |
|
Он не называет это осознанностью, а называет это мистерией, некой мистификацией. Но я определила это как состояние осознанности. цитата: | Мистика— это растворение себя, ощущение растворенности и неотличимости себя от мира, это поток жизни, который исходит от тебя самого по нити твоего понимания или ухватывания таинственных законов: ко всем вещам протягивается от тебя одна и та же жизнь. |
|
(Так красиво пишет!) И вот это уже наше единение связывается и с нашим предназначением творцов - с творчеством, с произведением (произведение здесь как деятельность). Тоже очень красиво написано: цитата: | Мы должны представить себе состояние наделенности какой-то таинственной энергией, которая в дублях рассеяна и не видна, а в нас она есть и тяготеет к тому, чтобы вырываться из нас в форме произведения. И в момент, когда эта таинственная энергия с ее таинственными законами вырывается из нас, в этот момент художник или поэт обменивает свою душу на универсальную душу. |
| Мамардашвили отмечал, что иногда за красотой текста можно не увидеть смысл. И этот обмен нашей души на универсальную душу, это единение, происходит с кем/с чем угодно - везде есть частички души ( здесь Нэля, ты права и созвучна с Марселем Прустом и Мерабом Мамардашвили), со всем, что мы видим, чувствуем. (Если, конечно, мы открыты). Потому что у нас одна божественная Душа на всех ( твои слова ).
| |
|
|
| moderator
|
Сообщение: 644
|
|
Отправлено: 17.08.15 13:57. Заголовок: Константа пишет: Ми..
Константа пишет: цитата: | Мистика— это растворение себя, ощущение растворенности и неотличимости себя от мира, это поток жизни, который исходит от тебя самого по нити твоего понимания или ухватывания таинственных законов: ко всем вещам протягивается от тебя одна и та же жизнь. |
|
| |
|
|
Отправлено: 18.08.15 10:43. Заголовок: Константа пишет: Ма..
Константа пишет: цитата: | Мамардашвили отмечал, что иногда за красотой текста можно не увидеть смысл. |
| Или спрятать его, смысл, а точнее исказить. Я пока просто читаю. Но с этим -
| |
|
|
Отправлено: 18.08.15 21:12. Заголовок: Вот такая цитата:Сов..
Вот такая цитата: цитата: | Совершенная мысль есть не та мысль, которая изображает до конца какой-нибудь предмет, а та, которая, оставаясь именно сама собою, производит тысячи других мыслей. Простой пример бесконечности — прустовский текст. Он, как и любой другой хороший текст, обладает одним свойством: будучи конечным описанием, то есть конечным объектом, — он исчерпан, полон, в него ничего нельзя добавить. |
|
Первая часть понятна. А вот такое определение бесконечности, которая исчерпана, полна и в нее ничего нельзя добавить, мне встречается впервые. Т.е. я всегда представляла бесконечность, как нечто нескончаемое, и могущее дополнятся и пополняться чем угодно до бесконечности. А понятие, что что-то полно, исчерпано и в него ничего нельзя добавить, рисовало скорее ограниченность. Помните, даже пример есть, когда стакан полон, в него ничего нельзя добавить. Но здесь бесконечность представлена совсем другой, неожиданной категорией полноты, в которой содержится ВСЁ, она конечна в своей полноте. Т.е. абсолютно полная бесконечность. Потрясающе!
| |
|
Ответов - 70
, стр:
1
2
3
4
5
All
[только новые]
|
|
|